Почему необходимо практиковать тамэси-гири

Тосисиро Обата

Статья Тосисиро Обаты

Впервые я увидел тамэси-гири на Энбу-Тайкай (демонстрации боевых искусств) за пять или шесть лет до основания федерации Тояма-рю. В то время я был утидэси основателя Ёсинкан Айкидо Годзо Сиоды и смотрел другие выступления, которые следовали за нашей демонстрацией Айкидо. Из всех стилей корю кэндзюцу и иайдо, которые были представлены, только демонстрация Накамуры Тайдзабуро включала в себя тамэси-гири. Тамэси-гири выглядело очень живым по сравнению с другими стилями. 

Я встречал Накамуру Тайдзабуро несколько раз на демонстрациях и заметил, что он всегда выступал один и без всякой помощи. Прежде чем я это осознал, я уже помогал ему устанавливать макивары и убирать их после демонстрации. Даже после того как я поступил в Вакакома (токийскую труппу сценического боя и трюков), я продолжал помогать Накамуре, когда его приглашали на съемки в телевизионные студии. 

В 1977 году была основана Всеяпонская Федерация Тояма-рю. Накамура проводил семинары, на которых преподавал Тояма-рю и тамэси-гири. В этих семинара принимало участие много людей. Уровень мастерства в тамэси-гири был не очень хорошим, но поскольку другие искусства, связанные с фехтованием на мечах, не преподавали в то время тамэси-гири, то семинары имели большой успех. Я сам начал заниматься на этих семинарах, и был самым молодым их участником. 

На первых семинарах были люди, демонстрировавшие чрезвычайно плохой контроль, нанося удар в пол, сбивая цель боковой стороной клинка (хира-ути), разрезая себе ладони или даже выпуская из рук мечи. Глядя на то, как эти инструкторы делают такие существенные ошибки, я осознал, что практики ката недостаточно, чтобы овладеть техниками тэноути (хвата) и хасудзи (удерживания лезвия в правильной плоскости), и что тамэси-гири является необходимой частью искусства владения мечом. 

В это время я легко разрубал одной рукой или двумя руками соломенные и бамбуковые макивары, используя техники макури, каэси и т.д. Людей поражало, что я, будучи профессионалом Айкидо, мог выполнять укэми, держа в руках настоящий меч. Некоторые люди начали называть меня «Кататэ гири но Обата» (Обата, рубящий одной рукой). Я считал это интересным, так как безопасное падение с обнаженным мечом должно было быть важным умением для воина прошлого. Воинам на поле боя, без сомнения, приходилось рубить одной рукой, и время от времени они поскальзывались или их сбивали с ног. До Второй Мировой Войны Кэндо (и, конечно, предшествовавшее ему искусство Гэккэн) часто включало элементы борьбы, в которой противника сбивали с ног или бросали на землю, и душили протектором До или демонстрировали превосходство каким-либо иным способом. Я не мог понять, почему все эти современные инструктора высоких рангов не могли продемонстрировать более впечатляющий уровень способностей. Я также должен отметить, что хоть отработка падений с боккэном является обычной в практике Айкидо, я не рекомендую другим падать с настоящим клинком. На соревнованиях по баттодо я завоевывал первые и вторые места в индивидуальном зачете. В это время также проводилось соревнование Иорикэн Баттодзюцу, я участвовал в них тоже и выиграл пять раз подряд, и мне до сих пор (насколько мне известно) принадлежит рекорд в области скоростного разрубания 10 целей. Поскольку я выигрывал все соревнования, в которых я участвовал, один из моих наставников попросил меня больше не принимать в них участие, чтобы другие также могли выиграть. В то время был только один победитель, участников соревнований не делили на категории по рангам. 

Так как у меня был очень большой опыт тамэси-гири, люди часто подходили ко мне после семинаров и спрашивали, острые ли у них мечи или нет, а инструкторы просили проверить их мечи (синто). Используя оставшиеся после семинара макивары, я чаще всего отвечал, что их мечи острые (хотя у них самих часто с ними были проблемы). На самом деле, старшие инструктора имели по-настоящему хорошие мечи, и мне редко выпадала возможность попробовать их.

Я бы не хотел, чтобы это выглядело так, словно я хвастаюсь, когда говорю о днях своей юности, но я считаю важным, чтобы люди понимали проблемы, которые я видел в искусстве владения мечом. 

ТАМЭСИ-ГИРИ И ТРАВМЫ

С 1980 года и до настоящего времени кроме меня не было ни одного японского преподавателя фехтования, который получил бы лицензию в Японии, а затем иммигрировал за рубеж, чтобы профессионально преподавать искусство владения мечом. Сначала, в 1980 году, я приехал в Лос-Анджелес. Там никто не слышал о тамэси-гири. Для того чтобы представить баттодо (Тояма-рю), я в 1986 году опубликовал книгу «Обнаженный клинок», так как сообщество боевых искусств в Америке не имело представления о батто-до или Тояма-рю. Через год была издана книга «Темно-красная сталь», и обе книги продавались сначала в Америке, затем в Англии, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и, наконец, в каждой стране, в которой понимали английский язык. Сначала некоторые люди протестовали против разрубания предметов мечом, но большинство мнений было позитивных. Я провел более 200 демонстраций, и Западное сообщество начало осознавать, что тамэси-гири было необходимой формой практики. 

Были, конечно, люди, которые не понимали, что такое тамэси-гири, и которые думали, что оно заключается только в разрубании различных предметов. Другие начали преподавать тамэси-гири, основываясь на том, что, как они думали, они выучили по моим видеокассетам и книгам. После развала японской федерации баттодо некоторые неяпонские мастера меча отправились в Японию, получили там высокие даны, а затем вернулись в свои страны и начали преподавать. И наоборот, были также некоторые японские инструкторы, которые ездили в другие страны и основывали там филиалы своих школ, присваивали высокие степени и поощряли проведение соревнований по тамэси-гири под своими знаменами. Распространяя тамэси-гири в разных странах, я делал это очень аккуратно, всегда думая про себя: «Я только не хочу, чтобы кто-нибудь случайно травмировался». 

Тамэси-гири необходимо, однако рубить, не соблюдая правила тохо (методологию использования меча) и/или не имея достаточного знания и опыта в тамэси-гири, опасно и бесполезно - это не улучшит вашу технику. Для того чтобы заниматься тамэси-гири без риска, человек должен изучать логичные и практичные техники, понимать безопасное положение, разбираться в мечах и материалах для рубки, чувствовать ментальное настроение других и знать этикет, используемый в японском искусстве владения мечом.

Очень важно практиковать тамэси-гири и изучать его теорию под руководством опытного инструктора, чтобы накопить знания и опыт, необходимые для безопасной практики. Человек может очень легко травмироваться сам, травмировать других или повредить свой меч, если он недостаточно понимает тамэси-гири. Поэтому изучение и практика тамэси-гири требует квалифицированного преподавания. 

Безопасное тамэси-гири означает, что человек не причиняет вред себе, другим людям и не портит свое и чужое оборудование. Нет ничего более постыдного для фехтовальщика, чем травмироваться своим же собственным мечом. Причины того, что человек травмируется при вытаскивании или вкладывании клинка, заключаются в том, что он использует нелогичные техники, ему недостает практики или квалифицированных наставлений или он недостаточно сконцентрирован. 

«Тамэси-гири доставляет удовольствие, но оно бессмысленно, если заниматься им неосторожно или бездумно».