Интервью с Тамура Сенсеем

Скрылёв Валерий Анатольевич (С): Сенсей наши студенты очень благодарны Вам за те тренировки, которые Вы провели в Санкт-Петербурге, не будете ли Вы возражать, если я займу немного Вашего времени и задам несколько интересующих нас вопросов? 

Тамура сенсей (Т): Я возражать не буду, и постараюсь ответить на них. 

С. - Какую роль в общей схеме подготовки студентов Айкидо, Вы отводите оружию?

Т. - Это основа боевого искусства, для самурая - это база в подготовке. В техниках Айкидо руки работают в той же манере, как и с мечом. И не надо задумываться над тем, сколько и в какое время лучше практиковать с оружием, когда есть время тогда и практикуйте. Кроме того, надо иметь в виду, что в Айкидо практически все атаки это всегда имитация атаки оружием. 

С. - Можно ли практиковать Айкидо не занимаясь оружием? 

Т. - Конечно возможно, но всегда нужно думать о нём, представлять себе, что у Вас в руках меч. Все захваты имеют различную природу, можно трактовать их и как поражение рук оружием или захваты осуществляются, что бы помешать Вам выхватить оружие, или с другими целями.

С. - Что Вы можете сказать об интенсивности, оптимальности тренировок?

Т. - Главное правильно выполнять техники. Если техника выполняется правильно, то тело само определит и ритм, и время практики. Результат это всегда итог большого труда, не пытайтесь ускорить естественный процесс, быстрый результат ведёт к быстрому падению, и это касается не только Айкидо, но и всей нашей жизни, оглянитесь вокруг и Вы увидите массу примеров подтверждающих эту истину. 

С. - Имеет ли значение количество тренировок в день, почему в Айкидо тренировки длятся полтора часа? 

Т. - В Японии тренировки длились один час, при маленькой разминке. В Европе разминка приобрела несколько более широкое значение и увеличила время тренировки до полутора часов. Детям, естественно, сложно заниматься так долго их тренировки должны быть чуть больше часа.

С. - Какую роль, на Ваш взгляд, в общей схеме тренировки, играет разминка? 

Т. - Для меня это очень важно, в моей практике разминка не отделима от всего тренировочного процесса. 

С. - Сенсей, проводя тренировки со своими учениками, Вы продумываете план занятия, или это получается спонтанно? 

Т. - Это всегда по-разному, иногда продумываю, иногда нет. 

С. - Сенсей можете ли Вы объяснить, почему в Иайдо допускается позиция сейдза с катаной за поясом, ведь самурай никогда не садился с катаной в таком положении? 

Т. - Это только как упражнение, сидя сложно достать катану из ножен, при выполнении этого действия, работает всё тело. 

С. - Много ли ваши ученики-европейцы работают в сувари вадза. 

Т. - Это хорошая школа, интенсивность этой подготовки зависит от настроения, раньше я много практиковал сувари вадза, сейчас это сложней, поэтому даю эти техники значительно реже. 

С. - Сувари-вадза это, всё-таки дань традиции или в этом есть определённый смысл? 

Т. - Это и дань традиции и вариант научиться хорошо двигаться. Хорошо для коленей, постоянный подъём и посадка это полезно для мышц, связок и сухожилий, плюс воздействие на пальцы ног это определённая форма гимнастики и массажа. 

С. - О сенсей писал, что Айкидо без искренности невозможно. Что он имел в виду. Это искренность между студентами, в отношениях между учеником и учителем, искренность в отработке техники, или он имел в виду ещё какие-то стороны этого понятия? 

Т. - Вы знаете, часто возникает некоторое непонимание из-за неточного перевода, может быть здесь тот же случай, почти тот же иероглиф, что и искренность означает «истинный меч». Как и иероглиф жизнь и смерть, маленькая ошибка и смысл меняется, маленькая ошибка и жизнь превращается в смерть. Перед лицом истинного меча - малейшая ошибка и ты мёртв. Под искренностью имеется в виду - правильная позиция. Надо быть честным по отношению, прежде всего, к себе. Это не для других, это не имеет отношения к другим. И это ментальная позиция, когда ты практикуешь, ты должен помнить, что малейшая ошибка это смерть. Искренность и истинный меч - это одно и тоже.