Школа боевого искусства вырабатывает умение мгновенно концентрироваться, мобилизовать все свои возможности для конкретного дела

На протяжении 10 лет в России развивается школа владения японским мечом - Иайдо. О данном направлении боевого искусства и его развитии наш корреспондент журнала "Невский Альманах" Сергей Ананьин пообщался с административным директором Российского Отделения Европейской Федерации Иайдо Марьенковым Андреем Владимировичем, обладателем 4 Дана по Иайдо Мусо Синден-рю, заслуженным тренером боевых искусств.

 

С.А.: На протяжении 10 лет Вы занимаетесь развитием Иайдо в России, с чего всё начиналось?

А.В. Марьенков: Началом зарождения Российского Отделения Европейской Федерации Иайдо можно назвать июль 2005 года. Именно в этот год состоялся первый визит делегации инструкторов Санкт-Петербурга - Новикова И.А., Веселова А.В. и Марьенкова А.В., на крупный международный стаж в северном французском городке Лесневен, недалеко от города Брест. Этот стаж проводится с 1978 года и существует поныне. В рамках мероприятия, 8 часов в день заняты тренировками таких дисциплин как Айкидо, Иайдо и Кендзюцу. Известнейшие мастера - Тамура Нобуеси, Ямада Ёсимитсу, Фукакуса Мотохиро, Суга Тоширо и другие проводят занятия по Айкидо.

И вот российская группа впервые знакомится с учителями Иайдо и Кендзюцу. Это технический директор и основатель Европейской Федерации Иайдо - Малькольм Тики Шеван и президент Европейской Федерации Иайдо - Доминик Пьер.

В этом же 2005 году, но уже в декабре состоялся первый визит Малькольма Тики Шевана в Санкт-Петербург. В дальнейшем регулярные тренировки в Санкт-Петербурге, участие и проведение международных семинаров и увеличение количества практикующих иайдо привело к официальному признанию Российского Отделения Европейской Федерации Иайдо (РОЕФИ). По рекомендации Малькольма Тики Шевана, я был назначен административным директором РОЕФИ, а техническим директором РОЕФИ стал Веселов Андрей Витальевич.

С.А.: Что представляет собой Иайдо?

А.В. Марьенков: Иайдо, дословно - искусство встречать сидя - это искусство внезапной атаки или контратаки с использованием японского меча Катана. Термин Иайдо начали применять только в 30-е годы ХХ века, до этого времени для обозначения этой дисциплины наиболее часто употреблялись термины Иайдзюцу и Баттодзюцу. Иайдзюцу в обучении самурая сводилась к двум основным идеям - дать ему возможность заниматься с настоящим мечом, без опаски нанести непоправимые увечья своему партнеру и привить ему навыки действий в тех ситуациях, когда необходимо неожиданно защищаться или атаковать, не имея возможности заранее извлечь меч из ножен. Таим образом, иайдзюцу было вспомогательной дисциплиной по отношению к кендзюцу - собственно искусству фехтования на мечах. Баттодзюцу было основано Хаясидзаки Дзинсукэ Сигэнобу (XIV век н.э.).

Основная идея Иайдо выражена в фразе "Сая но Учи" (победить не вынимая меча из ножен). Подлинный смысл этой фразы заключается в том, что человек должен одержать победу еще до того, как меч будет извлечен из ножен. Здесь изучается не фехтование, а именно мгновенное поражение противника с изначально убранным в ножны клинком. Под "мгновенным поражением" понимается быстрое обнажение меча с последующим нанесением удара при опасности, например, когда человек проявляет признаки агрессии, или же берется за меч. Также в Иайдо не используются доспехи, шлем и перчатки.

Слово "Иайдо" состоит из трех иероглифов - Иру (быть, находиться), Ай (соединение, согласие, гармония) и До (путь).

Между Иайдо и Иайдзюцу есть существенное отличие. В практике Иайдзюцу наиболее важным моментом было развитие боевой эффективности, в то время как в практике Иайдо первичным является духовное и моральное развитие человека.

Практика Иайдо выполняется как одиночное упражнение (тандокурэнсю). Каждая Ката (форма) начинается и заканчивается с мечом в ножнах, у каждой есть свой сценарий, в старых, традиционных школах таких форм насчитывалось выше сотни. Человек, выполняющий ката, может сидеть, стоять или прости идти, представлять что находится в доме, на улице, в толпе и так далее. Другими словами, адепт из любого положения должен нанести упреждающий удар врагу , используя технические и психологические преимущества, возникающие при мгновенном извлечении оружия и столь же быстром и неотвратимом его применении.

В случае отражения агрессии предполагается парирование атак с последующей серией из одного или нескольких рассечений, которые завершаются различными способами очищения лезвия от воображаемой крови и вкладыванием меча в ножны.

Основы движений в формах состоят из 4 технических действий, каждое из которых соответственно имеет свое название в терминологии школы:

1 - извлечение меча с прямым или секущим ударом (нуки учи или нукицки)

2 - нанечение одного удара (учи или цки)

3 - очищение лезвия меча от крочи (чибури)

4 - вкладывание меча в ножны (ноото).

Все движения должны быть очень эффективными, чёткими, но при этом составлять единое целое, плавно перетекая из одного в другое, это является главным условием практики Иайдо. Считается что технические формы в Иайдо наиболее точные и совершенные из всех форм в воинских искусствах.

В отличие от многих других единоборств, техника Иайдо сохранилась до наших дней практически без изменений. Это связано с тем, что после того, как в Японии в 1872 году самураям было запрещено ношение меча, искусство владения им потеряло свое прикладное значение. В результате главным требованием Иайдо стало максимально точно следование канону и ритуалу.

Несмотря на кажущуюся простоту, Иайдо требует не только отличной физической подготовки, но и высочайшей степени психической концентрации и мобилизации. Именно поэтому древнее искусство самураев продолжает жить в эпоху компьютеров и ракет. Умение мгновенно сконцентрироваться, мобилизовать свои возможности для конкретного дела необходимо современному человеку не меньше, чем воинам прошлого.

Мусо Синден рю – школа иайдо, основанная в 1932 году мастером по имени Накаяма Хакудо. Основатель стиля обучался под руководством Хосокавы Ёсимаса, главы ветви Синамура школы Хасэгава Эйсин рю, а также у мастера Моримото Токуми, ученика Оэ Масамити, руководителя ветви Танимура. Общее количество форм (ката) в данной школе – 43.

С.А.: Чего удалось достичь с момента создания РОЕФИ?

А.В. Марьенков: За прошедшее десятилетие в городах РФ были созданы региональные представительства РОЕФИ – Москва, Красногорск, Смоленск, Воронеж, Владимир, Волгоград, Пятигорск, Владикавказ, Кириши, Севастополь, Северодвинск, Заозерск, Элиста. РОЕФИ насчитывает более 50 официальных членов, большинство из которых аттестованы на 1, 2, 3 Дан. Общее количество практикующих превышает 500 человек. В данных городах регулярно проводятся семинары различных уровней.

Ведущие инструктора РОЕФИ посещают ежегодный тренировочный лагерь в Лесневене (Франция), принимают участие в Генеральной Ассамблее Европейской Федерации Иайдо Kagamibiraki.

С 2010 года блок Иайдо включен в программу Международного Фестивая Айкидо «Белые ночи», ежегодно проходящего в Санкт-Петербурге, на котором зрители имеют возможность посмотреть за ходом тренировочного процесса.

Последние годы инструктора совместно со старшими учениками РОЕФИ организовывали показательные выступления в рамках работы выставок «Самураи. Art of War» и «Самураи. 47 Ронинов», посвящённых культуре и мировоззрению самураев. В рамках демонстрационной программы зрители располагали возможностью не только увидеть широкий спектр техник, практикуемых в Иайдо, но и задать интересующие вопросы о данном виде боевого искусства.

С.А.: Аспекты философии присутствуют в Иайдо? Как они включены в тренировочный процесс?

А.В. Марьенков: В данной ситуации необходимо понимать, что существует такое понятие как владение техниками – Иайдзюцу, которое в своей основе ставит задачу технической подготовки человека. Процесс же практики Иайдо необходимо рассматривать как жизненный путь, который предусматривает не только физическое развитие занимающегося и его способность выполнять высококоординационные техники, но и духовное развитие и просвещение, умение контролировать своё внутреннее состояние. В данной ситуации, иероглиф «До» обозначает Путь в его широком значении.

С.А.: Отсутствие соревнований в Иайдо влияет на развитие данного виде боевого искусства? На привлечение новых учеников?

А.В. Марьенков: Большой массовости в Иайдо, как в популярных направлениях боевых искусств, особенно имеющих соревнования, не наблюдается. В Иайдо приходят заниматься люди определённого мировоззрения и состояния духа, больше ориентированные на «внутреннюю работу», самовоспитание, саморазвитие, нацеленность на повышение уровня самоконтроля.

С.А.: Многие практикующие Иайдо изначально занимались дргуими видами боевых искусств. Эффективно ли заниматься только Иайдо?

А.В. Марьенков: Да, Иайдо является полноценным и самостоятельным боевым искусством, располагающим как мощной технической базой, так и духовным наполнением.

Например, на протяжении длительного времения занимаясь Айкидо, мы включали в тренировки работу с боккеном (деревянный меч), но четко выстроенной системы по развитию техник с ним не имели, особенно это касается парной работы с оружием, а Иайдо помогло нам выстроить более правильных подход в данном направлении.

С.А.: Какие у Вас планы по развитию Иайдо в России?

А.В. Марьенков: Во-первых – повышение уровня подготовленности начинающих студентов, для чего в настоящее время разрабатывается программа для работы с новичками с целью упрощения подготовки. Во-вторых – подготовка к аттестации более продвинутых учеников.

С.А.: Что необходимо новичку для первых занятий в Иайдо?

А.В. Марьенков: Желающий попробовать заниматься Иайдо может придти в один из базовых клубов Санкт-Петербурга – «Ленкай» (наб. Обводного канала, д. 123 б) и «Синкай Додзё» (пер. Челиева, д. 13). Первое время новичок может заниматься в обычном спортивном костюме, необходимый тренировочный инвентарь – боккен с пластиковыми ножнами на пробных занятиях предоставляется безвозмездно. В последующем, если человек серьёзно заинтересуется тренировочным процессом, ему помогут выбрать подходящий вариант экипировки.
Подробную информацию об инструкторах и местах проведения тренировок можно получить на сайте iaido-spb.ru.

Беседовал Сергей Ананьин, Санкт-Петербург.